Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последнее время в обществе наблюдаются социально-экономические преобразования, происходят изменения и в системе образования. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Сегодня необходима смена образовательной системы – иное содержание образования, иные подходы, отношения. Это свидетельствует о внедрении инновационных процессов в систему образования.
Дополнительное образование детей является частью системы общего образования и выступает необходимым звеном, обеспечивающим развитие личности ребенка, направленную на раннюю профессиональную ориентацию. Ценность дополнительного образования способствует реализации знаний, умений и навыков, стимулирует познавательную мотивацию детей.
Объект настоящей работы инновационный процесс в системе дополнительного образования.
Предмет настоящей работы особенности объектов и субъектов инновационного процесса в системе дополнительного образования.
Цель настоящей работы рассмотреть объекты и субъекты инновационного процесса.
Задачи настоящей работы:
изучить особенности инновационного процесса в системе дополнительного образования;
рассмотреть сущность объекта и субъекта инновационного процесса;
проанализировать педагога как субъекта инновационного процесса в системе дополнительного образования;
провести анализ видов педагогических инноваций как объекта инновационного процесса в системе дополнительного образования.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и списка литературы.
1. Теоретические основы инновационного процесса в системе дополнительного образования
1.1 Особенности инновационного процесса в системе дополнительного образования
В сентябре 2014 года Распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена Концепция развития дополнительного образования детей . Чтобы определить в чём заключаются инновационные процессы дополнительного образования в России обратимся к этому документу.
В нём говорится, что миссия дополнительного образования заключается в воплощении в жизнь «развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства».
В связи с этим в системе дополнительного образования должна быть создана система выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, что имеет особое значение применительно к одаренным детям и детям с ограниченными возможностями здоровья.
Дополнительное образование детей является по сути лабораторией творческого развития и становления личности ребёнка. В России определились основные направления инноваций в дополнительном образовании – это своевременное определение таких важных факторов, как ранее выявление способностей и интересов ребенка; ранняя специализация; ранняя социализация подростка.
Я считаю, что такая постановка задачи ставит деятельность педагога дополнительного образования на другой уровень.
Можно выделить несколько источников инновационных процессов в системе дополнительного образования, это:
развитие межрайонных и межрегиональных проектов как одно из важных условий повышения открытости и прозрачности образования, что способствует развитию у обучающихся умения качественно представлять результаты своей деятельности, здорового духа соревнования, опыта общения с другими детьми и подростками, толерантности; а также воспитание таких качеств характера, как воля и трудолюбие;
умение работать в команде, когда целью становятся общие результаты труда. Это способствует выработке определенных норм совместной деятельности и, в итоге, успешной социализации обучающихся;
развитие у обучающихся современной цифровой культуры и внедрение в учебный процесс компьютерных технологий; без этой культуры в современном мире невозможна успешная инновационная деятельность;
многофункциональность образовательных программ, которые синтезируют несколько смежных видов деятельности, создавая универсальный комплекс обучения. Это можно определить, как наиболее гибкую систему инноваций;
преемственность образовательных программ разного уровня для создания непрерывных учебных циклов от начальной мотивации обучающихся до серьёзной предпрофессиональной подготовки .
Сущность педагогической деятельности в инновационном процессе дополнительного образования сильно отличается от традиционной.
Усложняется разработка содержания, потому что интенсивно развивается её технологическая основа. Она требует от педагога применения специальных навыков и приёмов работы. Особенностью современного педагогического процесса является то, что в отличие от критериев традиционного образования, где в качестве центральной фигуры выступал педагог, основное внимание современного образования, определенного ФГОСом, переключается на ребенка – на его уникальные, то есть отличные от других, способности .
Я думаю, что всё-таки необходимыми предпосылками инновационной деятельности в дополнительном образовании выступает потенциал педагога, его многогранность, высокий интеллект, разносторонние способности. Как гласит русская поговорка, современный педагог дополнитель
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020гг.» // Собрание законодательства РФ. –2014. – № 17. –Ст. 2058.
2. Адольф В. Подготовка педагога к инновационной деятельности в процессе профессионального становления // Alma Mater: Вестник высшей школы. – 2006. – № 10. – С. 18-20.
3. Бажин К.С. Управление организационными проектами в системе образования. – Киров: Изд-во ИУУ, 2003.
4. Григорьева С.Г. К проблеме инновационной деятельности педагога в современных условиях // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 11. – С. 9-12.
5. Данилова Ю. Конструируем инновационный проект // Справочник заместителя директора школы. – 2016. – № 4. – С. 18–24.
6. Казачихина М. В. Формирование установки на инновационную деятельность у педагогов //Образование и наука. – 2011. – № 2. – С. 42-52.
7. Файзуллина Г.З. Оценка инновационной деятельности педагога // Педагогическая диагностика. – 2016. – № 2. – С. 76-87.
8. Ходырева Е.А. Виды и специфика инновационных проектов, реализуемых образовательными организациями высшего образования // Проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов: в 2 т. Т. 1: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 8ноября 2015 г., г. Киров. – Киров: Радуга-ПРЕСС, 2015.
9. Ходырева Е.А. Инновационная деятельность в образовании: основные тенденции и приоритеты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № S1. – С. 46–50.